Как строили дома древние славяне?
Вот что особенного в современных стройках? Да, там используют много современной техники, новейшие материалы и приспособления, готовят проекты с помощью компьютерных программ и т.д.
Даже в частной застройке – выкопали котлован, засунули в землю фундамент, водрузили на него стены-потолок-перекрытия-крышу, подвели коммуникации, остеклили, покрасили, завезли мебель и т.д. – готово!
То ли дело в прошлые времена. Буквально каждое действие в строительстве было пропитано массой религиозных связок.
Почти все дома строились из древесины. Но не всякое дерево, даже кондиционное, отбиралось. Многие породы признавались священными, либо же проклятыми – но одинаково непригодными.
Существовало поверье о «буйных» деревьях. Полагали достаточным взять от них единственную щепку в дом, чтобы вызвать на него потом беды. Что за беды – мнения расходились (дом обрушится/сгорит/будут постоянно умирать жильцы). Обнаружить такое дерево считалось делом непростым. К ним относились растущие на схождениях дорог, рухнувшие на землю кроной к северу, зацепившиеся за другие при падении. Впрочем, кое-кто полагал, что распознать «буяна» способен лишь особо духовно посвящённый человек.
Но вот никаких признаков плохого из перечисленных нет. И опять не всё годно! Сучок внутри бревна – мимо. Дерево с наростом – мимо. Три дерева не понравились сразу – не руби ничего вовсе до следующего дня.
Сегодня жильё строят там, где власти участок отведут. Тогда строились по своей воле почти, ибо до князей было далеко… но опять же не везде. Места, как и деревья, могли оказаться «проклятыми». Недопустимо было обстраиваться там, где когда-то была дорога («чтобы счастье и достаток из дома не ушли»), там где была баня (считавшаяся периферией культурного пространства, уже сильно насыщенной враждебными человеку мистическими силами), там, где произошло какое-то неприятное происшествие (хотя бы просто драка или опрокидывание повозки). Удар молнии в какое-то место считался атакой светлых богов против тёмных (а значит, нечисть где-то поблизости). Начали рыть уже землю и нашли кости – сразу и без разговоров вон отсюда!
А вот если где-то корова ложится отдохнуть, либо уже живут люди – место, значит, отменное.
Были даже некоторые процедуры для проверки на всякий случай. Всякого рода гадания. В углы предполагаемого дома насыпят четыре кучки зерна перед наступлением темноты, и коли утром оно останется неразворошённым и в том же объёме – всё просто замечательно.
И наконец материал готов, место отобрано. Стоп! Сначала, в соответствии с космогоническим мифом («ничего не должно появиться без разрушения чего-то»), приносим жертву. Чуть позднее это преобразилось в убеждение, что первый зашедший погибнет. А потом и такой вид легенды преобразовался в запуск первыми животных. Считалось даже, что смерть грозит тем, кто закончит дом, вложив в него окончательный камень или бревно. Поэтому старались хоть какую-то мелочь, да оставить недоделанной.
Перед строящимся домом старались не появляться особо. В момент закладки первого венца (ряда брёвен), строившие дом имели полное право схватить кого угодно, не исключая, между прочим, и самого хозяина, и принести в жертву. Однако же такое было нечасто, в основном – при строительстве чего-то важного… Заменяющей жертвой становились животные, иногда молодые деревья (в каждой местности – особой породы).
Вырубка дверных и оконных проёмов шла после сооружения стен, и точно так же под это дело использовали обряды (да и при закладке бревна, подпирающего потолок – тоже). Когда его поставили – бурное веселье всех, и снова строить минимум через один свободный день.