Архетип как одно из ключевых понятий социэтальной психики

Одним из ключевых понятий социэтальной психики есть архетип. Его ввел в научное обращение К. Г. Юнг, который обращал внимание на тот факт, что исторический фактор свойственный всем архетипам. Архетип — это скрытый в коллективном сознании культурный стереотип, «первоообраз», урожденная психологическая схема мышления, что опосредствовано влияет на деятельность социальных субъектов. Архетип может рассматриваться как сверхперсональный фактор психосоциального развития. Немецкий мыслитель В. Шубарт называл эоном промежуток времени, которому свойственные архетипные черты.

Всероссийский Центр Сертификации «Просерттест» в Москве, Россия. Телефон: +7 (925) 192-02-92

архетип

Архетип является своеобразной формой коллективного бессознательного, которая неоднократно повторяется в истории. Поэтому социэтальний метод анализа архетипа открывает возможности для исследования менталитета, праистории и будущего. Поскольку онтогенез повторяет филогенез, то высшей организации имманентно свойственна вся предыдущая иерархия архетипов прошлых этапов социального развития. С этой точки зрения, как справедливо отмечает русская исследовательница Н. Пушкарева, история повседневности в исследовании ментальных макропроцессов является формой историоризации коллективного бессознательного. Разные архетипы влияют на ментальность как исторически обусловленную специфику мышления представителей разных народов, стран и цивилизаций. В. Шубарт выдвинул гипотезу существования на универсальном уровне по крайней мере четырех ведущих социокультурных архетипов: гармонического, героического, аскетического и мессианского. По его мнению, изменение этих типов архетипов происходит циклически. Таким образом, идея архетипа органично связана с циклическим развитием.

модель архетипа юнга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.